Во многих странах мира имеются автомагистрали, на которых разрешено ездить только на платной основе. Эти участки дороги отличаются повышенной комфортностью: они ровные, широкие, на них нет пробок, пользуясь ими, можно значительно сократить время в пути. Как происходит строительство платных дорог в России? Имеются ли отличия от других стран, помимо аппаратов для денежного сбора и наличия кассиров?
Платная трасса — альтернатива уже существующим бесплатным дорогам. По большей части старые дороги могут быть узкими и извилистыми. Они проходят через много городов и сел, железнодорожных переездов, тоннелей. На пути постоянно встречаются светофоры или участки, предписывающие ограничивать скорость автомобиля. Передвигаться по подобной дороге долго и не очень удобно. Реконструировать нет возможности или слишком дорого. Иногда легче построить новую трассу. В данном случае права на разработку и строительные работы разрешено давать частному подрядчику. От статуса планируемой дороги (региональная, федеральная, муниципальная, районная) зависит, на каком уровне власти будут приниматься подобные решения. Концессионер, берущийся за создание платной дороги, делает выкуп земли, где будет проходить строительство, или арендует ее. Затем он возводит трассу, по которой разрешено передвигаться с большей скоростью и безопасностью, тратя при этом меньше времени, чем по старой бесплатной. В противном случае смысла в новой дороге нет.
Первая попытка легализации платных дорог в РФ была предпринята в 1992 году. В то время вышел указ Президента «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». Спустя 6 лет появилось дополнение, где отдельно было указано, что брать плату за проезд по трассе или её участку разрешено в том случае, если имеется бесплатный аналог. То же правило относится и к строительству новых платных участков дорог.
На данный момент принципы использования платных дорог в РФ регулирует целый пакет нормативных актов. Самые важные из них: Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» (2007 г.) и Постановление правительства №18 от 19.01.2010, определяющее правила пользования платными трассами. Там, например, прописано, что при въезде на платный участок дороги, водитель тем самым заключает договор с оператором на её эксплуатацию. А оператор не должен отказывать владельцу автомобиля в праве использования трассы, если имеется возможность проезда.
Пункт о бесплатной альтернативе действует и сегодня. Законодательно из него было сделано пока только одно исключение: в 2019 году в регионах Крайнего Севера разрешили строительство безальтернативных платных трасс. Впрочем, это позволено с определенными ограничениями: уникальная платная дорога в регионе может быть создана только вне населённых пунктов. Брать оплату за передвижение по ней, по новым путепроводам, а также реконструированным участкам старых трасс допускается лишь с грузовиков. Примером является самый дорогой в России Пуровский мост на Ямале, открытый в 2020 году. |