В России появится новое федеральное агентство, которое будет регулировать автотранспорт и повышать безопасность движения. Впрочем, пока никто не знает толком, когда оно будет создано и чем именно займется.
Министерство транспорта предлагает создать Федеральное агентство автомобильного транспорта. Об этом сообщил журналистам во вторник, 29 июня, замминистра транспорта Николай Лямов, выступая на брифинге по итогам расширенной коллегии Минтранса. Он также сообщил, что разработка комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте, разработать которую поручил президент Дмитрий Медведев, будет внесена в правительство в середине июля.
Мало агентств
Согласно структуре российского правительства, в подчинении Министерства транспорта находятся: Федеральное агентство по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморфлот).
Предложение о создании нового агентства уже направлено в правительство, сообщил GZT.RU пресс-секретарь Минтранса Тимур Хикматов. Однако дата его рассмотрения пока неизвестна, так что сказать, когда новое ведомство может приступить к работе, невозможно даже приблизительно.
По словам Хикматова, необходимость создания специализированного органа, регулирующего сферу автомобильных перевозок, давно назрела. «Автотранспорт— единственная отрасль, которая до сих пор не имела своего агентства,— пояснил он.— Частично его функции выполняет Росавтодор, однако надо понимать, что строить дороги и ездить по ним— это разные вещи». Представитель ведомства отметил при этом, что инициатива создания Росавтотранса принадлежит не только Минтрансу. «Много пожеланий, чтобы такое агентство было создано, поступало из регионов»,— рассказал он.
Учить и штрафовать
«Агентство будет непосредственно управлять отраслью, в том числе заниматься вопросами безопасности движения»,— разъяснил Тимур Хикматов функции нового органа. Для этого ему будут даны те же полномочия, которыми располагают другие федеральные агентства, входящие в систему Минтранса. Фактически речь идет о том, чтобы свести в единый центр функции разработки правил автомобильных перевозок и контроля их исполнения.
Некоторые задачи, которыми предстоит заняться новому агентству, определил на заседании коллегии первый вице-премьер РФ Сергей Иванов. «За последние пять лет совокупные потери экономики нашей страны от дорожно-транспортных происшествий составили 5,5 трлн рублей, что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период»,— заявил он, призвав собравшихся «еще раз вернуться к теме обеспечения безопасности на самом массовом и доступном виде транспорта» (цитата по РИА Новости).
В частности, Сергей Иванов предложил повысить штрафы за незаконную деятельность в сфере перевозки грузов и повышение ответственности перевозчиков в случае ДТП с пассажирами. Разработанные Минтрансом поправки в Административный кодекс, увеличивающие штраф за нелицензированные перевозки до 40 тыс. рублей, он считает недостаточными. «Штрафы должны быть разорительными, чтобы нормальные перевозчики чувствовали себя в равных условиях»,— заявил Иванов. Кроме того, по мнению первого вице-премьера, необходимо ужесточить требования к качеству подготовки водителей, особенно профессиональных.
Тема необходимости повышения безопасности дорожного движения в России поднимается не впервые. В частности, об этом говорил в своем выступлении на первой Всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения президент Дмитрий Медведев. Конференция была созвана по инициативе России и прошла в Москве 19–20 ноября 2009 года. До него теми же вопросами озаботился и Владимир Путин, подписавший в сентябре 2006 года указ «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».
Несмотря на это, системно организацией автомобильного движения России последние 15 лет никто не занимался, рассказал GZT.RU бывший начальник Главного управления ГИБДД МВД России, член Совета Федерации Владимир Федоров. Поэтому он положительно отзывается об инициативе создания Росавтотранса. «Если новое агентство сумеет хотя бы добиться принятия единых для всей страны правил пассажирских и грузовых перевозок, идея себя уже оправдает»,— — уверен он. К сожалению, добавил сенатор, есть целый ряд структур правительства, которые до сих пор путают понятия свободы для бизнеса и безопасности.
Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин более осторожен в своих оценках. «Все зависит от того, какие функции в итоге будут переданы новому агентству»,— сказал он в разговоре с GZT.RU. Сейчас большинство функций, связанных с организацией движения, начиная от выдачи водительских удостоверений и проверки технического состояния транспорта и заканчивая согласованием схем движения выполняет ГИБДД. Это, по словам Блинкина, противоречит всему мировому опыту. «Если все эти полномочия будут переданы в Росавтотранс— хорошо. А если нет— я не понимаю, чем они будут заниматься»,— говорит эксперт.
По мнению Владимира Федорова, всеобъемлющая передача функций ГИБДД подразделениям Минтранса сейчас невозможна. «На это у них силенок не хватит»,— говорит бывший глава ГУ ГИБДД. Ведь для того, чтобы организовать выдачу «прав» и прохождение техосмотра, Минтрансу придется дойти до каждого райцентра.
Впрочем, технические вопросы— не главное, отмечает Михаил Блинкин. Они играют определяющую роль только тогда, когда уровень автомобилизации еще невысок. В нынешних условиях фундаментальный фактор, влияющий на безопасность движения— развитие гражданских институтов, из которых главный— равенство прав и обязанностей всех участников движения. А этим Минтранс точно заниматься не будет, заключил эксперт.
/www.gzt.ru
|