Организация дорожного движения − это комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Мероприятия по организации дорожного движения преследуют две основные цели: повышение безопасности движения и повышение пропускной способности дорог.
Организация дорожного движения подразумевает следующее.
1 Организация пространства для движения (улиц, дорог, зон) из общего земного (подземного) пространства, включая материальное и информационное обустройство (инфраструктурное обеспечение) этого пространства. В этом направлении можно выделить следующие задачи:
a) исследование характеристик дорожного движения, которое проводят различными методами для получения фактических данных о движении транспортных и пешеходных потоков;
b) выявление мест повышенной опасности для движения транспортных средств и пешеходов и разработка мер по их ликвидации;
c) выявление «узких» мест на дорожной сети (мест возникновения задержек движения) и разработка мероприятий по повышению пропускной способности дорог;
d) на основе анализа полученных данных разработка рациональных схем движения и их корректировка в соответствии с изменением условий и потребностей в транспортных и пешеходных сообщениях.
2 Разработка инфраструктурных стандартов, стандартов для транспортных средств и разработка правил дорожного движения, обеспечивающих безопасность, комфортность и безаварийность движения транспортных средств, оптимальное использование пространства движения и подчинение диспетчерскому управлению движением.
Это одна из наиболее сложных задач, стоящих перед специалистами по организации дорожного движения и планированию автомобильных перевозок, а также проектировщиками геометрических элементов дорог. При ее решении, в зависимости от поставленных целей, необходимо определить способы оптимизации и основание для выбора одного из нескольких альтернативных вариантов. При решении этой задачи необходимо правильно прогнозировать развитие дорожного движения.
3 Надзор и контроль соблюдения правил дорожного движения - обнаружение нарушений правил и инициирование наказаний. В задачу данного направления входит оценка эффективности внедряемых мероприятий по организации и регулированию дорожного движения.
4 Управление движением - организация транспортных потоков в выделенном пространстве движения с целью обеспечения безопасности дорожного движения, с одной стороны, и оптимизации использования пространства движения - с другой. В этом направлении можно выделить следующие задачи:
a) оперативное регулирование дорожного движения (в основном с помощью светофорного регулирования);
b) воздействие на избираемые водителями режимы движения посредством продуманного изменения дорожных условий, с тем чтобы обеспечить максимальное использование пропускной способности дороги и безопасность движения;
c) внедрение в эксплуатацию новых технических средств управления движением.
На практике перечисленные задачи связаны между собой. Разработка рациональных схем движения для транспортных и пешеходных сообщений способствует сокращению задержек и числа ДТП. Ликвидация мест повышенной опасности, как правило, способствует повышению скорости движения.
При разработке методов организации дорожного движения необходимо учитывать общемировые тенденции развития дорожной сети, складывающиеся в последнее время:
– снижение интенсивности движения транспортных средств в центральной части городов;
– приоритет в движении общественного транспорта и автомобилей, перевозящих несколько пассажиров;
– жесткая регламентация стоянки (ограничение остановки транспортных средств на дорогах, повышение платы за стоянку в центре города, создание перехватывающих стоянок);
– гармонизация дорожной сети и городской среды, предусматривающая выделение зон с благоприятными условиями для различных видов деятельности, в том числе для движения.
|