В России классификация автомобильных дорогосуществляется в основном по двум признакам – административному и техническому. По первому признаку дороги делятся нафедеральные, в число которых входят магистральные дороги и остальные федеральные дороги;территориальные,к которым относятся областные иместные дороги, ведомственные и частные дороги, т.е. дороги, используемые для технологических нужд отдельных предприятий и граждан и принадлежащие промышленным, сельскохозяйственным и другим предприятиям или частным лицам.
Федеральные автомобильные дороги.Федеральные автомобильные дороги относятся к федеральной собственности, их содержание и развитие являются сферой ответственности федеральных органов исполнительной власти и осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Значительная часть федеральных автомобильных дорог соединяет столицу Российской Федерации – г. Москву со столицами республик в составе Российской Федерации, административными центрами краев и областей. Федеральные автомобильные дороги обеспечивают международные автотранспортные связи и сообщения между административными центрами субъектов Российской Федерации, по ним осуществляется до 40% от общего объема автомобильных перевозок.
На федеральной сети автомобильных дорог эксплуатируется 5645 мостов и путепроводов. По результатам диагностики искусственных сооружений в неудовлетворительном состоянии находятся 846 мостов (15%). Около 20% мостов и путепроводов на федеральных дорогах построены более 40 лет назад и не соответствуют современным требованиям по грузоподъемности. На федеральных дорогах находятся в эксплуатации72 деревянных моста, 2 паромные переправы.
Территориальные автомобильные дорогиобщего пользования относятся к собственности субъектов Российской Федерации, их содержание и развитие являются сферой ответственности субъектов Российской Федерации и осуществляются за счет средств региональных бюджетов.
Основной задачей территориальных автомобильных дорог общего пользования является обеспечение автотранспортных связей между населенными пунктами субъектов Российской Федерации. Общая протяженность территориальных дорог к началу 2004 года – 551,8 тыс. км.
На территориальных дорогах общего пользования эксплуатируется более 36,4 тыс. мостов и путепроводов, около 8 тыс. железнодорожных переездов и 128 паромных переправ, всего в 71 субъекте Российской Федерации на территориальных автомобильных дорогах эксплуатируется 7421 деревянный мост (20% от их общего количества).
Муниципальные автомобильные дороги относятся к собственности муниципальных образований в Российской Федерации, их содержание и развитие являются сферой ответственности муниципальных органов управления и осуществляются за счет средств муниципальных бюджетов. Протяженность муниципальных дорог и улиц в настоящее время оценивается в 544,3 тыс. км, в том числе протяженность улично-дорожной сети городов - 145,2 тыс. км, остальные муниципальные дороги проходят по территории поселений и муниципальных районов и до настоящего времени являются, в основном, ведомственными и бесхозными дорогами в сельской местности.
Техническаяклассификациядорог общего пользования осуществляется по интенсивности движения (табл. 2.2).
Т а б л и ц а 2.2
-
Категория
дороги
|
Расчетная интенсивность движения
|
Приведенная к легковому
автомобилю, авт/сут.
|
в транспортных
единицах, авт/сут.
|
часовая,
авт/ч
|
I а
|
>14000
|
>7000
|
>2400
|
I б
|
>14000
|
>7000
|
>2400
|
II
|
6001–14000
|
3001–7000
|
1601–2400
|
III
|
2001–6000
|
1001–3000
|
800–1600
|
IV
|
201–2000
|
101–1000
|
–
|
V
|
<200
|
<100
|
–
|
Дороги сельскохозяйственных предприятий делятся на три категории в зависимости от грузооборота в месяц «пик», который связан с перевозками сельскохозяйственной продукции (табл. 2.3).
Т а б л и ц а 2.3
Категория
дороги
|
Расчетный объем грузовых перевозок
в месяц «пик», тыс. т. нетто
|
Iс
|
>10
|
II с
|
<10
|
III с
|
полевые дороги
|
Из всей сети дорог выделяются также дороги, обеспечивающие специфические перевозки. К таким дорогам относятся городские дороги и улицы, дороги промышленных предприятий, курортные дороги, платные дороги, подъездные пути к различным объектам специального назначения и т.д. |