Александр Лебедев: «Решить транспортные проблемы Москвы можно за год!»
Конец августа — начало сентября по традиции встретили москвичей очередным транспортным коллапсом. О том, можно ли найти выход из тупика, мы беседуем с депутатом Госдумы, членом партии «Справедливая Россия» Александром Лебедевым.
— Александр Евгеньевич, транспортная проблема в Москве обострена до предела — это уже давно видно невооруженным глазом. Есть ли надежда, что московские власти смогут как-то разрешить ситуацию?
— Вы знаете, от нынешних московских властей этого ждать нельзя. Хотя бы потому, что именно они главным образом и виноваты в том, что творится на московских дорогах. Разумеется, и мэр, и чиновники, отвечающие за транспорт, оправдываются «наследием советских времен». Москва, мол, не была рассчитана на такое количество транспорта, строилась не так, и вот теперь приходится прилагать героические усилия, исправляя то, что напортили предшественники.
Это оправдание можно было бы принять, если не учитывать одного простого факта: мэр Москвы находится у власти уже 17 лет, и за это время не сделано ровным счетом ничего для того, чтобы хотя бы сформулировать транспортную политику.
— Что вы имеете в виду? Ведь мэрия постоянно демонстрирует озабоченность транспортной проблемой?
— Мэрия не понимает, что нужно изменить саму схему организации движения в городе. Исторически получилось так, что кратчайший путь из одного района города в другой лежит через центр. Многие соседние районы, например, даже не связаны друг с другом нормальными дорогами. Та же самая ситуация и с общественным транспортом. Там, где, например, полчаса езды на автобусе по прямой — люди вынуждены ездить на метро с пересадкой в центре либо добираться обходными маршрутами.
И что, спрашивается, сделано с 1991 г.? А ничего. Все сводится к «реконструкции» радиальных трасс, строительству новых, к строительству пресловутого Третьего кольца. При этом невозможно понять: почему люди упорно не учатся на своих же ошибках? В свое время, когда реконструировали МКАД, считалось, что эта дорога разгрузит Москву. Разгрузила — на какое-то время, потом пробки увеличились и на радиальных трассах, снова появились и на МКАД. Расширьте МКАД хоть до 40 полос — через какое-то время будет то же самое.
И ровно та же история с Третьим кольцом, которое подавалось чуть ли не как панацея. Результат еще более плачевен: никакого видимого эффекта это кольцо не дало, пробки только увеличиваются, а мэрия проектирует уже Четвертое кольцо. Что дальше — пятое, шестое, седьмое кольцо? И все равно ведь пробки будут увеличиваться, сколько ни «прорубай туннелей» и ни строй новых колец.
— Так что же делать? Из ваших слов выходит, что ничего и сделать нельзя, и получается, что мы обречены стоять в пробках? Или совсем запрещать автотранспорт?
— Делать и можно, и нужно. Главная трагедия ведь в том, что не делались — и не делаются — очевидные, казалось бы, вещи. Вот ведь ни для кого не секрет, что по степени обеспеченности города дорогами и парковками Москва находится просто в ужасающем состоянии по сравнению с другими мегаполисами. Вернее, в азиатских городах бывает и хуже, но там основная масса людей ездит на велосипедах и мотороллерах. А в Москве автомобилям не хватает места. Дороги и парковочные площади в Москве сейчас занимают всего 9 % от общей площади городских земель, а для нормального движения нужно не менее 20 %, а лучше 25 %.
Давным-давно специалисты говорили, что нужно принять напрашивающееся решение: любое здание в столице должно строиться вместе с парковками, желательно подземными. Ну, казалось бы, прими этот норматив, обяжи застройщика еще на стадии проектирования следовать ему. Строишь здание в Москве — неважно, офис это, торговый центр или жилой дом — будь добр, обеспечь его жителей, работников, посетителей парковками.
Так ведь до сих пор такой нормы в городе нет! И понятно почему — кто же добровольно захочет снижать норму прибыли, тратиться на подземные паркинги, и уж тем более на наземные, когда на этом месте можно построить прибыльную недвижимость. И пока в Москве действует та система власти, которую построил нынешний мэр, — так и будет. Все решают деньги, а не интересы горожан.
— Но одними подземными гаражами ведь проблему не решить…
— Да, не решить. Это просто яркий пример того, как московские власти сами «решают» транспортную проблему. А решают они ее по принципу латания дыр. Вот смотрит чиновник: на этой улице постоянно пробки. Что надо сделать? Правильно — убрать трамвай, место он занимает, автомобилям мешает. А пассажиры пусть на автобусах ездят. Убрали трамвай, через полгода — опять пробка. Ну а теперь что делать? Правильно — расширить улицу. Расширили. Опять пробки. Расширять дальше некуда — придется дома сносить. Туннели прорубили. В развязки миллиарды закопали. А пробки не только не исчезли, а еще и увеличились.
И вот тут уже и начинают озвучиваться совершенно бредовые идеи — например, о выносе вокзалов за пределы Москвы. Несколько лет назад Юрий Михайлович об этом начинал разговоры, но, видимо, РЖД такие идеи не поддержало, теперь вот говорят о строительстве дорог над железнодорожными путями. Дальше еще хлеще — всерьез обсуждаются проекты дорог с опорой на жилые дома. Причем стоимость подобных прожектов никого не смущает — Москве не привыкать выбрасывать деньги на ветер.
— Так ведь московские власти обычно жалуются на недостаток средств: мол, были бы деньги, тогда можно было бы и транспортную проблему решить.
— Москве грех жаловаться на отсутствие денег. Скорее, ее губит слишком большое их количество. Еще в 2005 г. мы заказали у специалистов исследование транспортной проблемы в Москве. Результаты — с рекомендациями — были переданы в московское Правительство. Там содержалось 150 способов борьбы с пробками! Существуют тысячи элементарных логистических решений, которые позволили бы быстро «растолкать» дорожные тромбы.
И если бы мэр прислушался к этим рекомендациям — так ведь нет. А ведь все предложения в сумме «тянули» на $ 100 млн, и реализовать их можно было бы за год. И ничего сенсационного там не было — разумные рекомендации, в большинстве своем очевидные специалистам. Хотя идти на какие-то меры мэру все же приходится, жизнь заставляет. Например, то, что мы в свое время предлагали: ограничить движение грузового транспорта.
И деньги для всего этого есть! Достаточно посчитать, сколько Москва потратила на строительство пресловутого «легкого метро», которое в итоге оказалось дороже обычного, да еще и создало проблемы для жителей. Не говоря уже о московском позоре — монорельсовой дороге.
— Начальник московского метрополитена Дмитрий Гаев недавно сказал, что это «неудачный эксперимент».
— Ничего себе эксперимент — ценой 6 млрд руб. денег налогоплательщиков! За те несколько лет, что власти города занимались этим безумием, я написал пять депутатских запросов, в том числе в прокуратуру. Мне все ответили, что этот монорельс — очень нужное мероприятие.
Вы вспомните, как все было. В 1999 г. принимается решение о создании ООО «Московские монорельсовые дороги». Планировалось, что будет построена целая сеть таких дорог: «Новогиреево» — «Николо-Архангельское» кладбище, «Выхино» — «Жулебино», «Крылатское» — «Красная Пресня», потом все это сократилось до линии «Тимирязевская» — «Ботанический сад». Причем сначала вроде бы ничто не предвещало беды: проектировала это дело уважаемая швейцарская фирма Intamin Transportation Ltd., стоимость строительства планировалась в $ 4–7 млн за 1 км трассы.
А потом вдруг выяснилось, что и проект к нашим условиям не очень подходит, и стоимость строительства была, разумеется, подсчитана неправильно — «ошиблись» в 10 раз! За 1 км пришлось выложить по $ 50 млн, всего затратили $ 250 млн из бюджета. И что в итоге? Третий год эта дорога работает в «экскурсионном режиме», билет на нее стоит 50 руб., никто, разумеется, ею как транспортным средством не пользуется. Ростехнадзор этот объект не принимал, причем там постоянно происходят аварии. Так ведь даже и закрывать ее не закрывают, хотя она не только приносит одни убытки, но и опасна для жизни пассажиров.
— А почему все же московские власти не могут серьезно заняться решением транспортной проблемы? Неужели их это все не беспокоит?
— Беспокоить может, и беспокоит. Но посудите сами: мэр в пробках не стоит, ездит с мигалкой, его министры и префекты — тоже. Если будут такие пробки, что и с мигалкой не проедешь, — будут или летать на вертолете, или вообще жить за городом, на природе, городом управлять по телефону. А чиновников, к сожалению, интересуют только деньги.
И кто же будет ограничивать или запрещать строительство в Москве, хотя, казалось бы, всем давно ясно, что это нужно? Это ж какие доходы уйдут из рук? И вот результат: уже запланирован рост объемов общего строительства — на 75 %. При сохранении города в нынешних границах! Вы представляете, во что превратятся московские дороги? Или в мэрии уверены, что к тому времени изобретут массовую телепортацию?
Очевидно же, что меры, принимаемые московским Правительством, катастрофически недостаточны. Вот вице-мэр Росляк весной этого года заявляет, что через четыре года Москву ждет транспортный коллапс — так и сказал. Они там подсчитали, что когда количество автомобилей дорастет до 4,5 млн, движение в Москве просто встанет — физически никуда нельзя будет проехать. Казалось бы, в такой ситуации нужно просто из кожи вон лезть, что-то предпринимать, а что делает мэр? Подписывает постановление о выделении 10 млн руб. «на изучение транспортных заторов». То есть наконец начнут изучать пассажиропотоки, анализировать и прогнозировать дорожно-транспортную ситуацию… Права русская пословица: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Взять хоть общественный транспорт: кажется, все делается не для того, чтобы ситуацию облегчить, а наоборот.
— Что вы имеете в виду? Наземный транспорт в Москве вроде бы нормально функционирует…
— Еще бы он не функционировал, при таких деньгах и таких ценах за проезд. Но ведь не делается ничего, чтобы облегчить жизнь пассажирам. Казалось бы: вот очевидный резерв. Увеличьте скорость, оборачиваемость общественного транспорта. Одно дело, когда ползет по маршруту час, другое дело — когда он проходит тот же путь за полчаса. Он же в два раза меньше находится на дороге, не занимает место. Так нет — в муниципальный транспорт ставят турникеты, еще более замедляя его движение. А рядом процветают маршрутки, заполонившие улицы, и такое ощущение, что их поощряют. Оно понятно, так проще — переложить на плечи частников заботу о перевозке пассажиров, только никто не хочет считать, насколько эти несметные орды микроавтобусов способствуют ухудшению дорожной обстановки, забивают дороги…
— Так где же выход? Как заставить московские власти реально работать?
— Боюсь, что сами они делать ничего не будут. А до перевыборов нынешней «карманной» Мосгордумы, где сидит сплошная «Единая Россия», еще два с лишним года — за это время город просто встанет. Выход один: вмешательство федеральной власти в транспортную ситуацию в Москве. В декабре москвичи будут выбирать депутатов Государственной Думы. Это хороший повод, чтобы хотя бы задуматься, кого выбирать. Если в будущей Госдуме будет здравомыслящее большинство, способное принимать решения, можно будет принять законы, регулирующие транспортные вопросы в Москве и других крупных городах. И тогда властям действительно придется засучить рукава и заняться раскупориванием столичных пробок.
www.dorprobka.ru
|