Фактическую интенсивность движения фиксируют на дорогах федерального значения и важнейших дорогах местной сети. Учет движения транспортных средств без их остановки проводят ежегодно 4-го и 19-го числа каждого месяца в течение суток с 0 до 24 часов. На основе 24 наблюдений рассчитывают среднегодовые показатели размеров и состава суточного движения (среднесуточная среднегодовая интенсивность движения).
Наблюдения за интенсивностью движения за ряд лет позволяют выявить темпы ее изменения и сделать прогнозы ее роста на перспективу. Полученные таким образом данные являются основой для разрабатываемой схемы развития сети дорог региона, в которой указывают, какие дороги подлежат реконструкции. Фактическая интенсивность движения также является основой при планировании ремонтных работ, влияет на выбор средств регулирования движения.
В дополнение к регулярному учету движения при экономических изысканиях проектные организации проводят контрольные наблюдения за движением автомобилей с их остановкой и опросом водителей. Задача контрольных наблюдений несколько шире за счет получаемой информации о количестве грузов, пассажиров и грузопассажирообразующих точек, а также информации о скоростном режиме автомобиля на перегоне, времени его проезда и задержках в пути.
Пункты учета движения организуют в местах резкого изменения интенсивности движения, т.е. пересечений автомобильных дорог, примыканий и подъездов к городам. В качестве примера на рис.1.1 приведена перспективная интенсивность движения на пересечениях дорог у левобережного подхода к г. Благовещенску.
Максимальное количество транспортных средств, проходящих пересечение дорог в одном уровне по какому-либо направлению, является определяющим при назначении приоритета движения и средств регулирования.
Учет движения транспорта выполняется автоматизированно или визуально. При использовании автоматических счетчиков, не обеспечивающих разделение транспортных средств по видам, необходимо проводить дополнительный визуальный учет. Учет движения проводится суммарно в обоих направлениях. Состав потока при этом разделяется на группы, а именно:
- легкие, с грузоподъемностью до 2 т;
- средние – от 2,1 до 5 т;
- тяжелые – от 5,1 до 8 т;
- очень тяжелые – более 8 т;
- автопоезда (по весовым категориям).
Пункты учета движения организуют постоянными или временными (передвижными). На передвижных пунктах производится получение недостающей информации о движении по всем звеньям сети дорог.
Для беспрепятственного движения транспортных средств на участке дороги, где ведется учет движения, необходимо устанавливать временные знаки, запрещающие остановку и обгон с зоной действия не менее 100 м. Работа бригады по учету движения транспорта организуется таким образом, чтобы один учетчик находился в работе не более 4 часов подряд.
Основными отчетными документами при учете движения являются: карточка непосредственного учета; журналы учета движения на каждый учетный пункт; сведения о размерах и составе движения на год (для ДРСУ); сведения о размерах и составе движения (для Управления дорог).
Таблица 1.1
Значения эмпирических коэффициентов К1 и К2
Эмпирический
коэффициент
|
Начальный коэффициент прироста интенсивности
|
1,10
|
1,12
|
1,14
|
1,16
|
1,18
|
1,20
|
К1
|
3,7
|
3,1
|
2,5
|
1,9
|
1,3
|
0,7
|
К2
|
6,3
|
8,9
|
11,5
|
14,1
|
16,7
|
19,3
|
Таблица 1.2
Значения коэффициента увеличения начальной интенсивности
Средний ежегодный прирост интенсивности движения, %
|
Коэффициент увеличения интенсивности
в сроки
|
5 лет
|
10 лет
|
15 лет
|
20 лет
|
1
|
1,05
|
1,10
|
1,16
|
1,22
|
2
|
1,10
|
1,22
|
1,35
|
1,49
|
3
|
1,16
|
1,34
|
1,56
|
1,80
|
4
|
1,22
|
1,48
|
1,80
|
2,19
|
5
|
1,28
|
1,63
|
2,08
|
2,65
|
6
|
1,34
|
1,79
|
2,40
|
3,21
|
7
|
1,40
|
1,97
|
2,76
|
3,87
|
8
|
1,47
|
2,16
|
3,17
|
4,66
|
9
|
1,53
|
2,37
|
3,64
|
5,60
|
10
|
1,61
|
2,59
|
4,18
|
6,73
|
Таблица 1.3
Состав потока для перспективной интенсивности
Значение
дороги
|
Грузовые автомобили, %
|
Легковые автомобили, %
|
Автобусы,
%
|
Федеральное
Местное
|
42
60
|
50
36
|
8
4
|
|