При прохождении автомобильной дороги через населенный пункт около общественных центров, административных и культурно-бытовых объектов, магазинов, столовых, достопримечательных мест должны предусматриваться временные стоянки автомобилей (автомобильные стоянки).
Нормативные требования к потребности в автомобильных стоянках в основном регламентированы СНиП 2.07.01 - 89 «Градостроительство. Планировка в застройках городских и сельских поселений» и СНиП 21-02 - 99* «Стоянки автомобилей».
Определение необходимой площади автомобильных стоянок на основе оценок местных потребностей можно вести следующими методами:
– по числу жителей. Число мест на автомобильных стоянках в деловой части города принимается в пределах 0,5...1 % общей численности населения;
– числу автомобилей в городе. В деловой части города предусматривается одна стоянка на каждые 5 - 8 автомобилей, зарегистрированных в городе;
– транспортным потокам. Одна стоянка на 7...9 % автомобилей, ежегодно въезжающих в деловую часть города.
Открытые стоянки для временного хранения легковых автомобилей следует предусматривать из расчета не менее чем для 70 % расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей, в том числе:
– жилые районы - 25 %;
– промышленные и коммунально-складские зоны (районы) - 25%;
– общегородские и специализированные центры - 5 %;
– зоны массового кратковременного отдыха - 15 %.
Следует отметить, что предусмотренные нормы значительно отстают от уровня автомобилизации в России, поэтому на практике площадь автомобильных стоянок должна быть существенно выше.
Схема, отображающая основные классификационные признаки временных автомобильных стоянок, приведена на рисунок 2.13.
Следует избегать в населенных пунктах устройства стояночных полос у кромки проезжей части дороги так же, как и разрешение стоянок на обочинах дороги. Автомобильные стоянки могут быть линейного типа, расположенные параллельно дороге за пределами проезжей части и отделенные от нее разделительной полосой или ограждениями, или в виде специальных площадок за пределами дороги, как это показано на рисунок 2.14.
Расстановка автомобилей на стоянках линейного типа - продольная, на площадках - различная, в зависимости от площади и требуемой емкости стоянки.
Рисунок 2.13 – Основные классификационные признаки временных автомобильных стоянок
Автомобильные стоянки следует размещать за пределами проезжей части дороги в непосредственной близости от объекта посещения на расстоянии не более 100 м. Въезды и выезды с автомобильных стоянок не должны затруднять или задерживать движение транспортных средств по дороге.
Необходимую площадь автомобильной стоянки назначают в зависимости от вида объекта посещения и интенсивности движения по дороге.
В России за основу в расчетах приняты: для стоянок личного пользования - малолитражный тип автомобиля семейства ВАЗ, для служебных стоянок - автомобиль «Волга». Если предполагается стоянка грузовых автомобилей и автобусов, например, в пригородной части города, расчетный тип таких транспортных средств выбирают в зависимости от состава транспортного потока.
Ячейка для установки одного автомобиля должна вмещать сам автомобиль и позволять обойти вокруг него.
Для этого размеры сторон ячейки должны быть на 0,5 м больше соответствующих размеров автомобиля (рисунок 2.15), что обеспечивает зазор 1 м между автомобилями, достаточный для прохода между ними пешехода.
При расположении автомобильной стоянки вдоль дороги возникают трудности с въездом в ячейку и выездом из нее.
Для облегчения пользования такой стоянкой ячейки объединяют по две и оставляют между ними зазор не менее 2 м. При вероятной постановке на стоянку автобусов этот зазор может быть увеличен до 3 м (рисунок 2.15).
Для автомобильной стоянки на проезжей части дорог должны быть предусмотрены специальные полосы. Ширина этих полос меньше, чем для движения, и в зависимости от типа автомобилей, останавливающихся на дороге, составляет 2,5...3 м.
Выбор схемы расстановки автомобилей зависит от ширины площадки, где располагается стоянка: с уменьшением угла установки уменьшается необходимая ширина стоянки; средняя площадь на одно машинное место при этом увеличивается до 12 %.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения следует запрещать остановку и стоянку всех видов транспортных средств на обочинах. Исключение составляют неисправные и поврежденные в результате ДТП транспортные средства. Остановку транспортных средств следует обеспечивать на стояночных полосах, расположенных на обочинах и специальных площадках, устраиваемых вдоль дороги за пределами земляного полотна.
Стояночные полосы необходимо устраивать на дорогах I - III категорий на поверхности земляного полотна вдоль проезжей части в местах возможной остановки автомобилей. Стояночные полосы должны иметь твердое покрытие, желательно такое же, как и на проезжей части, и быть отделены от нее разметкой или разделительной полосой.
Расстояние между стояночными полосами определяется местными условиями. Желательно, чтобы это расстояние было не более 5 км.
Длина стояночных полос определяется в зависимости от возможного числа останавливающихся автомобилей из расчета 10 м на остановившийся легковой автомобиль и 15 м - на грузовой. Число мест на стояночных полосах должно быть не менее трех.
Ширина стояночных полос должна быть достаточной для размещения расчетного грузового автомобиля и принимается не менее 3 м. |