Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения" нацелена на поднятие уровня защищенности как пешеходов, так и автомобилистов. Разрабатываются многопараметрическая и информационно-аналитическая системы прогнозирования и моделирования ситуации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, ставящие задачи:
- снижения количества дорожно-транспортных происшествий;
- сокращения количества лиц, погибших в результате ДТП;
- сокращения количества детей, пострадавших в результате ДТП по собственной неосторожности;
- предупреждения опасного поведения участников дорожного движения;
- ликвидации и профилактики возникновения очагов аварийности;
- совершенствования контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения (внедрение системных комплексов видеофиксации и электронного слежения за нарушениями).
Современное решение проблемы заключается в:
- в усилении решения проблемы безопасности дорожного движения со стороны пешеходов, в частности детей;
- в создании многоуровневой системы обучения детей – от уголков по безопасности, учебных площадок до учебно-методических центров по изучению детьми, а также педагогическим составом общеобразовательных и дошкольных учреждений основ безопасности дорожного движения;
- в моделировании в учебных условиях (виртуальных и практических) конкретных ситуаций автодорожного и пешеходного движения, в событиях и действиях, максимально приближенных к обстановке на улицах города;
- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров преподавателей основ безопасности дорожного движения (ОБЖ) с привлечением ведущих ВУЗов;
- в создании принципиально новой модели взаимодействия образовательных учреждений всех типов (дошкольного, общего, дополнительного, высшего образования) и органов исполнительной власти (территориальных и региональных) на базе специализированных детских автогородков по обучению дорожной безопасности детей и молодежи, выполняющих роль научно-методических и координационных центров такой работы.
Моделирование фрагментов конкретных ситуаций городской среды и условий пешеходного и транспортного движения побуждает учащихся к обдумыванию ситуаций, заставляет почувствовать свою причастность к происходящему и способствует формированию у них основ правильного и безопасного поведения на улице и дорогах, включая моторику движений.
1. Общие положения и требования к детскому автогородку.
1.1. Детский автогородок предназначается для освоения основ безопасности дорожного движения детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, создается как обособленное подразделение государственного образовательного учреждения и является организационно – массовым, учебно-методическим центром по обеспечению безопасности дорожного движения на территории административной зоны (муниципального района «Дмитровский» и близлежащих районов САО города Москвы).
1.2. Основная цель детского автогородка и учебно-методического центра на его основе - создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целевой системы «дети - безопасность - дороги».
1.3. Основные задачи детского автогородка:
1.3.1. создание условий для:
- изучения правил дорожного движения и основ безопасности движения;
- обучения нормам поведения на дороге и закрепление поведенческих навыков;
- обеспечения безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- выработки системы взаимоотношений (культуры поведения) пешеходов и водителей на улицах города;
- повышения квалификации педагогического состава по обеспечению основ безопасности дорожного движения
1.3.2. создание особой пространственно-предметной среды как модели безопасного движения на дорогах, стимулирующей детей, учащихся и педагогический состав к выполнению установленных правил дорожного движения;
1.3.3. обобщение и распространение опыта педагогической деятельности образовательных учреждений и организаций, занимающихся профилактикой дорожного травматизма, разработка и внедрение современных программ, учебно-методического обеспечения системы профилактики безопасного поведения детей на дорогах.
1.3.4. организация взаимодействия образовательных учреждений всех типов (дошкольного, общего, дополнительного, высшего образования) и органов исполнительной власти на территории административной зоны (муниципального района «Дмитровский» и близлежащих районов САО города Москвы) по обучению дорожной безопасности детей и молодежи.
1.3.5. экспериментальная и инновационная деятельность по разработке и совершенствованию научно-методического обеспечения функционирования системы обучения дорожной безопасности детей и молодежи.
1.4. На обучение в детском автогородке выделяется часть времени, отведенного для этого учебным планом школ, включая возможность использования летних каникул. Автогородок является также элементом системы дополнительного образования, входящей в структуру внешкольной деятельности.
Занятия организуются в одну – две смены. Для практических занятий в детском автогородке учебные классы делятся пополам на учебные группы: 10-12 учащихся – для дошкольного и младшего школьного возраста, и 12-15 учащихся – для средних и старших классов. В зависимости от принятой программы обучения занятия могут проводиться регулярно - один раз в неделю в учебное или внешкольное время (в течение 4 – 6 часов) - или периодически (одноразово, краткосрочно или сезонно – в период летних каникул).
Занятия осуществляются в учебных классах, практические навыки отрабатываются на территории автогородка.
В свободное от занятий время территория автогородка может быть использована для внешкольной и культурно - досуговой деятельности.
2. Тип учреждения по изучению основ безопасности дорожного движения
На основе анализа современного отечественного и зарубежного опыта предлагается следующий тип учреждения по изучению основ безопасности дорожного движения – обучающий мобильный автогородок –обслуживающий группу школ и размещаемый на месте бывшей площадки радиоуправляемых моделей ЦМТ «Гермес».
2.1 Вид автогородка - стационарно-разборный (анкерные крепления, кабель в трубе под землей).
Размещение - не более одного часа пешеходно - транспортной доступности для учащихся образовательных учреждений района (при средней скорости городского транспорта – 18-20 км/ч).
2.2 Земельный участок позволяет оборудовать автогородок дополнительными элементами (железнодорожный переезд, нерегулируемые перекрестки, жилая зона, АЗС, стоянка и др.) на прилегающей к учебному зданию территории.
Предусмотрено деление на следующие функциональные зоны:
№
п.п.
|
Зона
|
Норматив для 2 групп
(20-30 уч.)
|
Имеется
|
1.
|
Учебная
|
33х60
1980м2
|
2200 м2
|
2.
|
Отдыха
В т.ч. площадки:
Для подвижных игр I-IV классов
Для тихого отдыха
|
300 м2
200 м2
100 м2
|
Используется территория учреждения
200 м2
100 м2
|
3.
|
Озеленения
|
40 %
|
40 %
|
4.
|
Хозяйственная со складскими помещениями и гаражом (для детских электромобилей, картов, велосипедов, переносных и раскладных элементов)
|
400 м2
|
195 м2 - карт-клуб
110 м2 - гараж
98 м2 - подвал пристройки
|
|
Всего (без учета площади застройки учебным корпусом)
|
4000 м2
|
4200 м2
|
Примечание: Фактическое состояние земельного участка ГОУ ЦМТ «Гермес» в целом соответствует рекомендованному варианту для двух групп.
2.3 Состав и площадь территории учебной зоны детского автогородка распределяется на элементы
№ п.п.
|
Наименование элемента
|
Рекомендовано на 2 группы
|
1.
|
Регулируемый перекресток – 4 полосы движения
|
-
|
2.
|
Регулируемый перекресток – 2 полосы движения
|
12х12 м
144 м2
|
3.
|
Пешеходный переход
|
*
|
4.
|
Велосипедная дорога
|
|
5.
|
Дорожная сеть со светофорами и знаками дорожного движения
|
*
|
6.
|
Навесы от солнца
|
40 м2
|
7.
|
Макеты (стационарные или разборные):
Дом
Школа
Детсад
Стадион
Театр, кинотеатр
Парк
Больница
Кафе-мороженое
Милиция
Автозаправка
Остановка транспорта
Стоянка автомобилей
Пожарное депо
Ж/д переезд
Велосипедный парк
|
*
*
*
*
*
*
*
*
|
8.
|
Трибуны для зрителей
|
50 пос. мест
25-50 м2
|
9.
|
Гараж – ангар для детских электромобилей
|
6,0х4,0
24 кв.м
|
10.
|
Форум на территории автогородка для проведения построений
|
45 м2
|
2.4. Перед учебным корпусом на территории учебной зоны предусмотрена учебно-тренировочная площадка (форум) с асфальтовым покрытием, используемая также для сбора учащихся и проведения ритуальных мероприятий.
2.5. Зона отдыха представляет собой озелененное пространство с малыми архитектурными формами – элементами детских игровых площадок (горки, качели, карусели, домики, песочницы, макеты транспортных средств) и предназначена для облегчения процесса проведения занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
2.6. Покрытие автогородка – твердое, асфальтовое. Может быть использовано для проведения занятий и соревнований картингистов.
3. Средства регулирования движения
3.1 Светофоры предлагается использовать двух видов в виде секций: транспортный (три сигнала) и пешеходный (два сигнала). Секции устанавливаются на стойки с помощью крепежных и стыковых элементов и при необходимости легко демонтируются. Диаметр световых сигналов светофоров — 100 мм.
3.2. Управление светофорами должно осуществляться с из аудитории с использованием пульта дистанционного управления (напряжение питания 12 В) в следующих режимах:
1) три варианта длительности циклов управления светофорными объектами;
2) автогородок полностью работает в автоматическом режиме;
3) автогородок полностью работает в ручном режиме;
3.3. Дорожные знаки изготавливаются с нанесением световозвращающей пленки, устанавливаются на стойках (до трех штук). |