Пересечения в одном уровне
Общие принципы планировки
По способу регулирования движения пересечения в одном уровне делятся на нерегулируемые, регулируемые и кольцевые.
На нерегулируемых пересечениях в одном уровне движение организуется в соответствии с Правилами дорожного движения с помощью дорожных знаков и разметки, на регулируемых - с помощью светофора, цикл которого должен быть рассчитан в соответствии с интенсивностями прямого и поворачивающего движения. На кольцевых пересечениях организация движения осуществляется за счет кольцевой проезжей части, на которую выходят все транспортные потоки, подходящие к пересечению.
Пересечения в одном уровне допускают наличие конфликтных точек пересечения, разделения и слияния транспортных потоков.
Планировка пересечений автомобильных дорог в одном уровне должна быть зрительно ясной и простой, направления движения и конфликтные зоны должны быть видимы водителями заблаговременно.
По степени оборудованности пересечения в одном уровне делятся на необорудованные или простые (рис. 9.2.1, а), частично канализированные (рис. 9.2.1, б), канализированные (рис. 9.2.1, в, г) и пересечения с кольцевой проезжей частью (рис. 9.2.1, д).
Необорудованные пересечения в одном уровне не имеют на пересекающихся дорогах планировочных элементов, разделяющих и направляющих прямые и поворачивающие транспортные потоки и разделяющих конфликтные точки.
Частично канализированные пересечения в одном уровне имеют направляющие островки только на второстепенной дороге.
Канализированные (полностью канализированные) пересечения в одном уровне имеют разделительные островки на главной и направляющие островки на второстепенной дорогах и переходно-скоростные полосы на съездах с главной дороги.
Пересекающиеся дороги должны быть разделены на главную (более высокой категории или с более высокой интенсивностью движения, если категории пересекающихся дорог одинаковы) и второстепенную. Планировка пересечения и средства организации движения должны подчеркивать преимущественные условия проезда по главной дороге (дороге с наиболее высокой интенсивностью движения), допуская некоторое усложнение выполнения маневров с второстепенной дороги.
Все дороги, примыкающие к дорогам I - III категорий, должны иметь твердые покрытия на расстоянии до пересечения не менее:
- при песчаных, супесчаных и легких суглинистых грунтах 100 м,
- при черноземах, глинистых, тяжелых и пылеватых суглинистых грунтах 200 м.
При проектировании пересечений и примыканий к дорогам IV категории примыкающая дорога должна иметь твердое покрытие на длине в 2 раза меньшей, чем указанная выше.
Области применимости
Варианты планировочных решений пересечения следует выбирать с учетом требований класса и категории дорог. Окончательное планировочное решение устанавливается технико-экономическим расчетом по величине суммарных дисконтированных затрат. При этом следует учитывать строительную стоимость пересечения, затраты на ремонт и содержание, эксплуатационные и автотранспортные расходы по каждому варианту, потери от дорожно-транспортных происшествий, затраты, связанные с изъятием земельных угодий и мероприятий по охране окружающей среды.
Для предварительного выбора конкурирующих вариантов планировочных решений пересечений рекомендуется использовать данные, приведенные в табл.
Категории пересекающихся дорог
|
Тип
|
Главная
|
Второстепенная
|
пересечений
|
примыканий
|
1
|
2
|
3
|
4
|
IA
|
Все категории
|
Пересечения в разных уровнях
|
Примыкания в разных уровнях
|
IБ
|
Все
категории
|
Канализированные в одном уровне только с правым поворотом
|
|
IB
|
IВ, II, III, IV
|
Пересечения в разных уровнях, канализированные пересечения со светофорным регулированием
|
При разрешенном левом повороте - канализированные со светофорным регулированием, при разрешении только правого поворота - нерегулируемые с канализированием движения на примыкающей дороге
|
|
V
|
-
|
Разрешен только правый поворот, канализирование движения только на примыкающей дороге
|
II
|
II, III, IV
|
При уровне загрузки главной дороги менее 0,2 - канализированные, нерегулируемые, при уровне загрузки 0,2 и более - пересечения в разных уровнях полные, неполные, "прокол"*; пересечения в одном уровне со светофорным регулированием или кольцевое пересечение
|
|
V
|
Частично канализированные нерегулируемые, с разделительными островками только на второстепенной дороге
|
III
|
III
|
В соответствии с требованиями действующих нормативов при суммарной интенсивности движения на пересекающихся или примыкающих дорог более 8000 приведенных авт/сут - пересечения в разных уровнях
|
III
|
III, IV
|
Канализированные: при уровне загрузки главной дороги менее 0,15 - нерегулируемые, при уровне загрузки 0,15 и более - со светофорным регулированием или кольцевое пересечение.
При уровне загрузки второстепенной дороги менее 0,1 - частично канализированные нерегулируемые, с разделительными островками только на второстепенной дороге
|
Канализированные: при уровне загрузки главной дороги менее 0,2 - нерегулируемые, при уровне загрузки 0,2 и более - со светофорным регулированием.
При уровне загрузки второстепенной дороги менее 0,15 - частично канализированные нерегулируемые, с разделительными островками только на второстепенной дороге
|
|
V
|
Необорудованные (простые); при уровне загрузки движением главной дороги 0,3 и более разрешен только правый поворот
|
IV
|
IV
|
Канализированные нерегулируемые при уровне загрузки главной дороги более 0,15
Светофорное регулирование или кольцевое пересечение при уровне загрузки главной дороги более 0,3 и второстепенной дороги более 0,2
Частично канализированные при уровне загрузки второстепенной дороги менее 0,1
|
Канализированные; при уровне загрузки главной дороги менее 0,2 - нерегулируемые, при уровне загрузки 0,2 и более - со светофорным регулированием
|
|
V
|
Необорудованные (простые); при уровне загрузки движением главной дороги 0,3 и более разрешен только правый поворот
|
V
|
V
|
Необорудованные (простые)
|
Планировочные схемы пересечений
Все элементы пересечений в одном уровне должны обеспечивать безопасность движения по всем направлениям, возможность плавного выполнения маневров поворота без помех главному направлению и чрезмерного снижения скорости на пересечении, в особенности для движения по главной дороге.
Конфликтные точки на пересечении в одном уровне (точки пересечения траекторий автомобилей) по возможности следует располагать так, чтобы расстояние между соседними конфликтными точками было не менее 10 м.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
Планировка канализированных пересечений должна удовлетворять следующим требованиям:
а) быть простой и понятной, четко выделять пути движения автомобилей и обеспечивать преимущественные условия движения по дороге более высокой категории или большей народнохозяйственной значимости. На примыкающей или пересекающей дороге планировка должна предупреждать водителей о предстоящем маневре и способствовать снижению скоростей поворачивающих автомобилей;
б) точки пересечения траекторий движения автомобилей по возможности должны быть удалены друг от друга;
в) в каждый момент времени водитель должен иметь выбор не более чем одного из двух возможных направлений движения. В соответствии с принципами зрительного ориентирования нужное направление должно подсказываться расположением разделительных островков и линий разметки на покрытии;
г) островки и разграничительные линии на пересечениях канализированного типа должны разделять скоростные, транзитные и поворачивающие транспортные потоки, выделяя для каждого из них самостоятельные полосы движения, обеспечивающие их плавное разделение и слияние.
Расположение островков в плане должно как бы перекрывать возможность объезда островка слева;
д) ширина полос движения должна обеспечивать беспрепятственный поворот автомобилей с прицепом. Для этого на прямых участках ширина проезжей части съезда без возвышающихся бортов должна быть не менее 3,5 м, у начала островков ширина съезда должна быть не менее 4,5 - 5,0 м, у выезда на главную дорогу 6,0 м;
е) очертания островков должны обеспечивать пересечение потоков вод оптимальными для следующего маневра углами. Слияние и разделение потоков должно происходить под острыми углами, что ускоряет процесс включения автомобиля в поток или выхода его из потока. Пересечения потоков целесообразны под углами, близкими к 90°. Это требование лучше всего выполняется при каплеобразной обтекаемой форме направляющих островков.
Поворачивающие потоки автомобилей на пересечениях и примыканиях в одном уровне следует разделять направляющими и разделительными островками на главной и второстепенной дорогах.
|