Городские площади, улицы и дороги в пределах своих границ, т. е. между красными линиями, слагаются из различных элементов, к которым относятся:
- одна или несколько проезжих частей,
- предохранительные полосы (полосы безопасности),
- тротуары,
- обочины,
- пешеходные дорожки,
- полосы зеленых насаждений различного типа (газоны, рядовая посадка, бульвары),
- центральные разделительные полосы между проезжими частями встречных направлений движении,
- разделительные полосы между центральными проезжими частями и проезжими частями боковых и местных проездов, между тротуаром и проезжей частью,
- трамвайные пути и разделительные полосы, отделяющие их от проезжих частей и тротуаров,
- технические полосы,
- резервные полосы.
К элементам городских площадей, улиц и дорог также относятся остановочные и конечные площадки общественного транспорта, ограждения различных типов, направляющие и регулирующие движение транспорта и пешеходов, островки, автостоянки, откосы насыпей и выемок, подпорные стенки, а также элементы системы водоотвода, освещения, инженерных подземных сетей, средств организации и регулирования движения и обустройства улицы и дороги.
Сочетание этих элементов на улицах и дорогах различных категорий, а также в различных конкретных местных условиях весьма разнообразно.
- Центральные проезжие части (или одна проезжая часть) предназначены для пропуска основного транспортного потока. На проезжих частях боковых проездов пропускается местный и общественный транспорт и иногда грузовой транспорт: на пpoeзжих частях местных проездов пропускается только местный транспорт, обслуживающий застройку.
- Центральные разделительные полосы разделяют встречные потоки движения транспорта, а остальные разделительные полосы разделяют односторонние по направлению, но разные по назначению транспортные потоки и отделяют пешеходное движение от транспорта. Разделительные полосы, кроме центральной, служат также для размещения подземных инженерных сетей, озеленения и различного обустройства городских улиц (опоры освещения и контактного провода, указатели, знаки, светофоры и т. п.).
- Полосы для размещения трамвайного полотна могут быть расположены с одной стороны проезжей части, по оси улицы, по однопутной полосе с каждой стороны улицы, на обособленном полотне и в одном уровне с проезжей частью.
- Технические полосы проектируют в тех случаях, когда по своему типу и количеству подземные инженерные сети не могут быть размещены под разделительными полосами в сочетании с озеленением; резервные полосы предназначены для прокладок необходимых на перспективу инженерных подземных сетей, а также для уширения или устройства дополнительных проезжих частей или трамвайного полотна. Разделительные и технические полосы могут также служить для временного складирования снега.
- Направляющие островки служат для организации и регулирования движения транспорта и пешеходов. Их устраивают конструктивно поднятыми над проезжей частью или в одном уровне с проезжей частью в виде разметки.
- Автостоянки, расположенные в границах «красных линий», входят как элемент в городскую улицу или площадь. Такие автостоянки обычно примыкают к боковым и местным проездам и располагаются либо частично за счет полос озеленения, либо за счет отступа (в сторону застройки) от «красных линий». Особенно часто автостоянки размещают в пределах территорий городских площадей. Автостоянки, располагаемые в пределах городской улицы, отделяют от проезжей части улицы и от тротуаров разделительными полосами, которые, как правило, должны быть приподняты над проезжей частью или тротуаром на 15 см и озеленены. В пределах территорий городских площадей автостоянки могут быть расположены в одном уровне с проезжей частью и ограничены только линиями разметки. При расположении вне «красных линии» автостоянки не входят в элементы городской улицы.
|