Пересечения и примыкания
-
Пересечения и примыкания автомобильных дорог
-
Пересечения и примыкания автомобильных дорог следует проектировать, исходя из категорий пересекаемых дорог с учетом перспективной интенсивности и состава движения по отдельным направлениям. При проектировании следует учитывать возможность стадийного развития узла.
-
Пересечения и примыкания дорог в плане следует располагать на прямых участках или на кривых с радиусами не менее 2000 м – на дорогах I-a, I-б, I-в и II категорий и с радиусами не менее 800 м – на дорогах III и IV категорий.
При реконструкции дорог пересечения и примыкания допускается располагать на кривых с меньшими радиусами:
– на дорогах II категории – с радиусами не менее 1000 м;
– " III " – тоже 600 м;
– " IV " – " 400 м.
Продольные уклоны дорог на подходах к пересечениям и примыканиям на протяжении расстояний видимости для остановки автомобилей, а также съездов на дороги необщего пользования, полевые, лесные дороги, подъезды к отдельным усадьбам в пределах радиусов сопряжений не должны превышать 40‰.
-
Количество пересечений и примыканий, съездов и въездов на дороги I-IV категорий должно быть возможно меньшим. Дороги V и VI категорий, а также дороги необщего пользования при пересечении автомагистралей и скоростных автомобильных дорог следует подводить к другим пересечениям. В случае их отсутствия на участках протяженностью св. 3 км следует предусматривать их устройство. Пересечения и примыкания дорог общего и необщего пользования должны, как правило, предусматриваться не чаще чем через 1 км на дорогах I-в и II категорий и 0,5 км – на дорогах III и IV категорий.
-
Пересечения и примыкания в разных уровнях (транспортные развязки) следует предусматривать:
-
на дорогах I-a и I-б категорий – с автомобильными дорогами всех категорий;
-
на дорогах I-в категории – с дорогами, расчетная интенсивность движения на которых превышает 1000 ед./сут;
-
на дорогах I-в категории с числом полос движения шесть и более – с автомобильными дорогами всех категорий;
-
на дорогах II и III категорий – между собой при суммарной расчетной интенсивности движения более 12 000 ед./сут.
Транспортные развязки должны проектироваться без пересечений потоков на главных дорогах.
-
Типы транспортных развязок, а также геометрические параметры их соединительных ответвлений следует принимать с учетом обеспечения требуемой пропускной способности.
-
Правоповоротные и прямые левоповоротные соединительные ответвления транспортных развязок при пересечении дорог I-a категории с автомобильными дорогами I-б, I-в и II категорий следует проектировать из условия обеспечения расчетной скорости не менее 80 км/ч, при пересечении прочих автомобильных дорог – 60 км/ч. Радиусы левоповоротных соединительных ответвлений развязок типа «клеверный лист» следует принимать для дорог I-a, I-б и I-в категорий не менее 60 м, для дорог II и III категорий – не менее 50 м.
В стесненных условиях или в холмистой местности радиусы левоповоротных соединительных ответвлений допускается уменьшать до 30 м.
На входных участках соединительных ответвлений с радиусами 60 м и менее в качестве переходных кривых между прямым направлением и круговой кривой следует применять тормозные кривые, траектории которых соответствуют движению с замедлением.
-
Число полос движения на соединительных ответвлениях следует назначать с учетом расчетной интенсивности движения и пропускной способности съезда.
Соединительные ответвления второстепенных направлений, а также в стесненных условиях или в холмистой местности допускается проектировать совмещенными для встречных направлений, которые должны быть разделены на участках примыканий к дорогам I-a, I-б, I-в и II категорий путем вписывания радиусов закруглений, соответствующих требованиям 6.1.6 для левоповоротных соединительных ответвлений.
Соединительные ответвления длиной 500 м и более следует проектировать с двумя полосами движения, независимо от интенсивности движения, для обеспечения возможности обгона тихоходных транспортных средств.
-
Ширину проезжей части на всем протяжении однополосных соединительных ответвлений транспортных развязок следует принимать для правоповоротных соединительных ответвлений 5 м, для левоповоротных соединительных ответвлений развязок типа «клеверный лист» – 5,5 м, без дополнительных уширений на кривых.
Ширину проезжей части и обочин двухполосных соединительных ответвлений следует принимать согласно расчетной интенсивности движения в соответствии с таблицей 5, с дополнительными уширениями на кривых.
Ширину обочин соединительных ответвлений с односторонним движением следует принимать: левой – 1,5 м, правой – согласно расчетной интенсивности движения в соответствии с таблицей 5, но не менее 1,5 м.
Обочины должны быть укреплены каменными или другими материалами. Укрепленные полосы обочин на соединительных ответвлениях с односторонним движением, исключая ответвления с двумя полосами, необходимыми по условию интенсивности движения, допускается не устраивать.
-
Продольные уклоны соединительных ответвлений транспортных развязок следует принимать не более 50‰.
Минимальные радиусы кривизны в продольном профиле на соединительных ответвлениях следует принимать для расчетной скорости, соответствующей принятым параметрам элементов плана.
-
Пересечения и примыкания автомобильных дорог, кроме случаев, оговоренных в 6.1.4, следует проектировать в одном уровне.
Пересечения и примыкания дорог I-в категории с автомобильными дорогами, расчетная интенсивность движения на которых превышает 100 ед./сут, а дорог II и III категорий – с автомобильными дорогами с расчетной интенсивностью движения более 250 ед./сут, должны быть канализированы с устройством специальных накопительных полос для выполнения левых поворотов (в расширенной разделительной полосе или с выделением разметкой зон безопасности на дорогах с двумя полосами движения) на главной дороге и устройством направляющих островков, приподнятых над проезжей частью, – на второстепенной дороге. В других случаях следует проектировать простые пересечения.
Если интенсивности движения по пересекающимся дорогам отличаются менее чем в 2 раза, а интенсивности движения левоповоротных потоков составляют более 30% на обеих пересекающихся дорогах, допускается проектировать кольцевые пересечения.
-
Минимальные радиусы кривизны при сопряжении кромок на пересечениях и примыканиях следует назначать в зависимости от категории дороги (принимаемой для пересекаемых дорог в соответствии с расчетной интенсивностью движения), с которой происходит съезд, м:
– для дорог I-в категории – 25;
– тоже II и III категорий – 20;
– " IV и V категорий – 15.
Радиусы сопряжений съездов на дороги необщего пользования, полевые, лесные дороги следует принимать 12 м, а съездов к отдельным усадьбам – 8 м для дорог всех категорий.
-
Для обеспечения обзора пересечения водителям автомобилей, двигающимся по второстепенной дороге, угол пересечения, отсчитываемый против часовой стрелки от главной дороги к второстепенной, в пределах расстояния видимости для остановки должен составлять от 50° до 100°. Примыкания дорог под углом более 100° и менее 50°, в целях упорядочения траекторий движения поворачивающих автомобилей, следует проектировать с направляющими островками на второстепенной дороге, приподнятыми над проезжей частью.
-
На пересечениях в одном уровне должна быть обеспечена видимость пересекающихся направлений в треугольнике, определяемом расстояниями видимости для остановки, которые следует принимать по расчетным скоростям в соответствии с таблицей 4.
Расстояние видимости для второстепенной дороги на примыкании следует принимать в соответствии со скоростью, обеспечиваемой радиусом закругления при выезде на главную дорогу, но не менее 30 м, для главной дороги – по расчетной скорости в соответствии с таблицей 4.
-
Съезды с дорог I-в и II категорий должны иметь дорожную одежду не ниже переходного типа на протяжении не менее 50 м, съезды с дорог III и IV категорий – на протяжении не менее 30 м, а в пределах закруглений на сопряжениях – облегченного или капитального типа (за исключением дорог IV и V категорий с дорожными одеждами переходного или низшего типа).
-
Переходно-скоростные полосы
-
Переходно-скоростные полосы следует предусматривать:
-
на дорогах I-a, I-б, I-в, II и III категорий – у соединительных ответвлений транспортных развязок;
-
на пересечениях и примыканиях в одном уровне на дорогах I-в категории при расчетной интенсивности съезжающих (полосы торможения) или выезжающих (полоса разгона) автомобилей 50 ед./сут и более, на дорогах II и III категорий – при интенсивности 200 ед./сут и более;
-
на дорогах I-a, I-б, I-в, II и III категорий – у площадок отдыха, автозаправочных станций;
-
у автобусных остановок на дорогах I-б, I-в, II и III категорий, а также IV категории – при расчетной интенсивности движения, превышающей 1000 ед./сут.
-
Длину переходно-скоростных полос следует назначать:
-
для замедления при повороте на съезд и для разгона при выезде со съезда с радиусами закруглений менее 30 м, а также для разгона при выезде со съезда с любым радиусом на совмещенную переходно-скоростную полосу – по таблице 15;
-
для замедления при повороте на съезд с радиусом 30 м и более, а также для разгона при выезде со съезда с радиусом 30 м и более на отдельную полосу – по графику (рисунок 5.1). При этом скорость в конце полосы торможения и в начале полосы разгона определяется по радиусу закругления съезда (для разгона – не более 50 км/ч), скорость в конце полосы разгона и в начале полосы торможения – в зависимости от расчетной скорости по таблице 16;
-
для автобусных остановок на дорогах I-б, I-в, II и III категорий – по таблице 15 – для расчетной скорости 80 км/ч;
Таблица 15 Длина в метрах
Расчетная скорость, км/ч
|
Длина полосы торможения
|
Длина полосы разгона
|
140
|
270
|
370
|
120
|
140
|
220
|
100
|
90
|
180
|
80
|
70
|
160
|
S – длина полосы торможения или разгона
Рисунок 5.1 – График для определения длины переходно-скоростных полос
Таблица 16 В километрах в час
Расчетная скорость
|
Скорость в начале полосы торможения
|
Скорость в конце полосы разгона
|
140
|
110
|
100
|
120
|
90
|
80
|
100
|
80
|
70
|
80
|
70
|
60
|
В случае расположения полосы разгона на участке с продольным уклоном, превышающим 15‰, значения ее длины, определенные по таблице 15 или по графику (см. рисунок 5.1), следует умножить на поправочный коэффициент к, определяемый по формулам:
, (4)
, (5)
где iп – продольный уклон.
При расчетной интенсивности движения на дороге более 15 000 ед./сут, а по полосе разгона – более 2000 ед./сут длину полосы разгона, определенную в соответствии с указаниями настоящего пункта, следует увеличить на 70 м для дорог категории I-a и на 50 м – для дорог категорий I-б и I-в.
-
Переходно-скоростные полосы следует, как правило, проектировать параллельно основной проезжей части. На дорогах II и III категорий полосы торможения могут проектироваться клиновидного типа, в виде отгона длиной 80 м, – в случае, если их длина, определенная по графику (см. рисунок 5.1), менее 50 м, разность скоростей не превышает 10 км/ч, а расчетная интенсивность движения – менее 1000 ед./сут. В остальных случаях минимальная длина переходно-скоростных полос параллельного типа должна быть не менее 50 м.
Переходно-скоростные полосы автобусных остановок на автомобильных дорогах IV категории допускается проектировать клиновидного типа с длиной переходно-скоростных полос: 80 м – для разгона и 60 м – для торможения.
-
Ширину переходно-скоростных полос следует принимать равной ширине основных полос проезжей части. Укрепленные полосы обочин вдоль переходно-скоростных полос разгона допускается не устраивать.
Длину отгона полос разгона и торможения следует принимать по таблице 17.
Таблица 17
Расчетная скорость, км/ч
|
Длина отгона, м
|
Полоса торможения
|
Полоса разгона
|
140
|
50
|
80
|
120
|
30
|
60
|
100
|
30
|
60
|
80
|
30
|
30
|
-
Пересечения автомобильных дорог с железными дорогами
-
Пересечения автомобильных дорог I-a, I-б, I-в, II и III категорий с эксплуатируемыми железными дорогами следует проектировать в разных уровнях.
Пересечения автомобильных дорог IV и V категорий с эксплуатируемыми железными дорогами следует проектировать в разных уровнях при условиях:
-
расчетная интенсивность движения по автомобильной дороге превышает 1000 ед./сут;
-
пересекаются два и более главных железнодорожных пути;
-
пересечение располагается на участках со скоростным движением поездов (более 120 км/ч);
-
интенсивность движения по железной дороге – более 100 поездов/сут;
-
железная дорога расположена в выемке;
-
не могут быть обеспечены требуемые в 6.3.2 условия видимости.
-
На неохраняемых пересечениях автомобильных дорог с железными дорогами в одном уровне должна быть обеспечена видимость, при которой водитель автомобиля, находящегося от переезда на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки (согласно таблице 9), может видеть приближающийся к переезду поезд не менее чем за 400 м, а машинист приближающегося поезда – середину переезда на расстоянии не менее 1000 м от переезда. Угол пересечения дорог должен быть не менее 60°.
-
Ширину проезжей части автомобильных дорог на пересечениях автомобильных дорог с железными дорогами в одном уровне следует принимать равной ширине проезжей части дороги на подходах к пересечению, но не менее 6 м.
Автомобильная дорога на протяжении не менее 2 м от крайнего рельса должна иметь в продольном профиле уклон, обусловленный отметками рельсов.
Подходы автомобильной дороги к переезду на протяжении 50 м следует проектировать с продольным уклоном не более 30‰.
Стойки шлагбаумов, светофоров переездной сигнализации, перила, направляющие устройства на переездах и подходах к ним следует устанавливать на расстоянии не менее 0,75 м, а стойки габаритных ворот – не менее 1,75 м от кромки проезжей части дороги.
-
При проектировании путепроводов над железнодорожными путями наряду с требованиями по обеспечению габаритов приближения строений к железнодорожным путям, следует обеспечить:
-
видимость пути и сигналов, требуемую по условиям безопасности движения поездов;
-
водоотвод с учетом устойчивости земляного полотна железной и автомобильной дорог.
-
Пересечения с инженерными коммуникациями
-
Пересечения автомобильных дорог с подземными и надземными коммуникациями следует выполнять в соответствии с требованиями ТНПА на проектирование этих сооружений.
-
Прокладка инженерных коммуникаций под земляным полотном, кроме мест их пересечений с дорогами, не допускается.
-
Расстояние по горизонтали от бровки обочины дороги до основания опор надземных коммуникаций должно быть не менее высоты опоры плюс 5 м.
Опоры воздушных линий электропередачи, воздушных линий связи в стесненных условиях, создаваемых застройкой, наличием других инженерных коммуникаций, рельефом допускается располагать на меньшем удалении, при этом расстояние по горизонтали должно быть не менее, м:
для дорог I-a, I-б, I-в и II категорий:
– при напряжении до 220 кВ – 5;
– то же 330-500 кВ – 10;
для дорог остальных категорий:
– при напряжении до 20 кВ – 1,5;
– то же 35-220 кВ – 2,5;
– " 330-500 кВ –5;
– при напряжении до 20 кВ – 2;
– то же 35-100 кВ – 4;
– " 150 кВ –5;
– " 220 кВ –6;
– " 230 кВ –8;
– " 500 кВ –10;
-
Вертикальное расстояние от проводов воздушных линий связи до проезжей части дорог должно быть не менее, м:
Вертикальное расстояние от проводов воздушных линий электропередачи до проезжей части дорог следует принимать по таблице 18.
Таблица 18
Напряжение линии электропередачи, кВ
|
Расстояние, м
|
До 1 включ.
|
6 – для автомобильных дорог III - VI категорий
|
" 110 "
|
7 – для автомобильных дорог I и II категорий
|
Св. 1 " 110 "
|
7
|
" 110 " 150 "
|
7,5
|
" 150 " 220 "
|
8
|
" 220 " 330 "
|
8,5
|
" 330 " 500 "
|
9
|
" 500 " 750 "
|
16
|
Примечание – Расстояние определяется при наивысшей температуре воздуха без учета нагрева проводов электрическим током или при гололеде без ветра.
|
-
В местах пересечений с воздушными линиями электропередачи напряжением св. 330 кВ и с магистральными трубопроводами с рабочим давлением св. 25 МПа на автомобильных дорогах необходимо предусматривать установку дорожных знаков, запрещающих остановку транспортных средств в охранной зоне этих коммуникаций.
-
Охранная зона вдоль воздушных линий электропередачи устанавливается в виде воздушного пространства над землей, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии, м, при напряжении, кВ:
-
до 20 включ. – 10;
-
св. 20 " 35 " – 15;
-
" 35 " 110 " – 20;
-
" 110 " 220 " – 25;
-
" 220 " 500 " – 30;
-
" 500 " 750 " – 35.
-
В охранной зоне воздушных линий электропередачи напряжением 1 кВ, магистральных газопроводов с рабочим давлением св. 1,2 МПа, магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (в соответствии со СНиП 2.05.06) запрещается размещать автобусные остановки, стоянки и площадки для отдыха.
|