Пропускная способность автомобильной дороги — максимальное количество автомобилей, которое может пропустить данный участок дороги в единицу времени.
Уровень загрузки дороги движением — отношение фактической интенсивности движения, приведенной к пропускной способности легковых автомобилей.
Методы определения пропускной способности и уровня загрузки дороги движением основаны на закономерностях, описывающих связи между тремя характеристиками транспортного потока: интенсивностью N, авт./ч; плотностью движения, т. е. числом автомобилей на единицу длины полосы движения q, авт./км; скоростью движения v, км/ч:
N = qv
Графическое изображение этой зависимости называют основной диаграммой транспортного полотна.
Виды пропускной способности:
- Теоретическая максимальная (Рmах) — пропускная способность для эталонного горизонтального участка дороги, определяемая расчетом по формулам динамической теории движения транспортных потоков для идеализированного колонного движения однотипных легковых автомобилей.
Рmах = 1000v / L или Рmах = 3600 / t
где v — скорость движения, км/ч; L — динамический габарит автомобиля, м; t — временной интервал между проходами автомобилей, с.
L = lр+Sт+la+l0,
где lр — путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя, м; Sт — тормозной путь, м; la — длина автомобиля, м; l0 — интервал безопасности до впереди идущего автомобиля, м.
- Практическая (Р) — это наибольшее число автомобилей, которое может быть пропущено участком дороги в реальных дорожных и погодно-климатических условиях. Для вычисления практической пропускной способности В.В.Сильянов (МАДИ) предложил формулу
Р = BPmax,
где В — итоговый коэффициент снижения пропускной способности, вычисляется как произведение 15 частных коэффициентов, учитывающих различные параметры и характеристики дорожных условий, В= 0,3... 1,0 (видимость, наличие примыканий, ширина укрепленной части обочины и др.).
Абсолютная пропускная способность полосы движения при интервалах между автомобилями t = 1 с может достигать 3600 авт./ч. Однако ее реализация практически невозможна. Поэтому для реальных условий исходят из следующих значений пропускной способности:
для двухполосных дорог — 2000 авт./ч в обоих направлениях;
для трехполосных — 4000 авт./ч в обоих направлениях;
для многополосных автомагистралей 1250 авт./ч — для крайней правой полосы, 1 800 авт./ч — для крайней левой полосы и 1500 - 1700 авт./ч — для средних полос движения.
Уровень загрузки движением определяется:
Z = Nприв.сез. / Pсез*n,
где Nприв.сез. — интенсивность движения в расчетный период года, приведенная к легковому автомобилю, авт./ч; Pсез - сезонная пропускная способность дороги; n — число полос движения;
Уровень загрузки движением для двухполосных дорог (таблица)
Таблица. Уровень удобства и уровень загрузки движением для двухполосных дорог в различные периоды года
Уровень удобства
|
Уровень загрузки движением
|
Максимальная интенсивность движения по двум полосам при данном уровне загрузки, авт./ч
|
Коэффициент, учитывающий влияние движения по встречной полосе
|
Состояние
потока
|
Летом
|
В переходные периоды
|
Зимой
|
А
|
Меньше
0,2
|
430
|
360
|
310
|
0,9
|
Свободное
|
Б
|
0,2-0,45
|
430-850
|
360-720
|
310-620
|
0,8
|
Частично
связанное
|
В
|
0,45-0,70
|
860-1260
|
720-1050
|
620-890
|
0,75
|
Связанное
|
Г-а
|
0,4-1,0
|
1260-1680
|
1050-1400
|
890-1190
|
0,7
|
Насыщенное
|
Г-б
|
0; 0,1
|
0-1800
|
0-1700
|
0-1500
|
-
|
|
Плотное насыщенное, заторы
|
|
Уровень удобства движения - понятие, принятое в зарубежных странах. Более полно учитывает состояние потока.
|