Дорожная деятельность выделена в самостоятельный предмет правового регулирования и определяется как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Перечисление каждого из указанных видов деятельности и их расшифровка в тексте Закона имеют важное значение для отрасли. Теперь будет больше ясности при разграничении видов деятельности, их планировании и финансировании.
Реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильной дороги определяются через различные по составу комплексы работ. При этом следует различать капитальный ремонт, при котором изменяются конструктивные элементы дороги и дорожных сооружений, и ремонт, при котором происходит лишь восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик дороги без вмешательства в ее конструктивные элементы. Реконструкция отличается тем, что после ее проведения изменяется класс и (или) категория автомобильной дороги либо границы полосы отвода дороги. А содержание автомобильной дороги нацелено на поддержание ее надлежащего технического состояния, оценку этого состояния, организацию или обеспечение безопасности дорожного движения.
Вместе с тем из определения была исключена ссылка на иное обеспечение эксплуатации автомобильных дорог, а также осуществление управления имуществом автомобильных дорог, что существенно сузило возможность применения Закона и внесло противоречия в понимание ряда норм этого же Закона, в которых упоминаются транспортно-эксплуатационные характеристики и ввод в эксплуатацию автомобильных дорог.
Следует отметить, что понятия "содержание, эксплуатация и использование автомобильных дорог" имеют разный правовой смысл. Их нельзя смешивать.
Для обеспечения чистоты терминологии и учета требований налогового законодательства необходимо было в Законе выделить отдельно термин "эксплуатация" и включить его в понятие дорожной деятельности.
Наконец, в поручении Президента РФ прямо указывается на совершенствование нормативной правовой базы при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог.
Исключение термина "эксплуатация", его смешение с содержанием или использованием автомобильных дорог вызовет в дальнейшем массу вопросов и споров. Термины "содержание", "эксплуатация" и "использование" употребляются в законодательстве как разные понятия.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник. Это расходы по поддержанию имущества в надлежащем состоянии: по капитальному и текущему ремонту, страхованию, регистрации, охране, коммунальным платежам, специальному (техническому, санитарному и др.) осмотру, уплате предусмотренных законом налогов, внесению различного рода сборов и платежей в государственные и муниципальные фонды и т.д.
Под эксплуатацией в законодательстве понимается осуществляемая в соответствии с технической документацией деятельность, направленная на обеспечение бесперебойного устойчивого функционирования объекта эксплуатации (акцент делается не на использовании для себя, а на обеспечении функционирования объекта, т.е. техническая направленность). Нередко эксплуатацию отождествляют с использованием. Однако в КоАП РФ, например, предусмотрена ответственность, связанная и с эксплуатацией, и с использованием объектов.
Под использованием (пользованием) в законодательстве понимается извлечение для себя полезных свойств объекта.
Таким образом, исключение категории "эксплуатация" порождает противоречия с гражданским, налоговым и административным законодательством, в котором применяется этот термин. |