Светофоры предназначены для поочередного пропуска участников движения через определенный участок улично-дорожной сети, а также для обозначения опасных участков дорог. В зависимости от условий светофоры применяются для управления движением в определенных направлениях или по отдельным полосам данного направления:
в местах, где встречаются конфликтующие транспортные, а также транспортные и пешеходные потоки (перекрестки, пешеходные переходы);
по полосам, где направление движения может меняться на противоположное;
на железнодорожных переездах, разводных мостах, причалах, паромах, переправах;
при выездах автомобилей спецслужб на дороги с интенсивным движением;
для управления движением маршрутных транспортных средств.
Порядок чередования сигналов, их вид и значение, принятые в России соответствуют международной Конвенции о дорожных знаках и сигналах. Сигналы чередуются в такой последовательности: красный – красный с желтым – зеленый – желтый – красный... Допускается чередование сигналов: красный – зеленый – желтый – красный...
При отсутствии дополнительных секций красный немигающий сигнал запрещает движение по всей ширине проезжей части. Остальные разновидности красного сигнала имеют специальное назначение:
красная стрелка на черном фоне круглой формы запрещает движение в сторону, указанную стрелкой;
косой красный крест на черном фоне прямоугольной формы запрещает въезд на полосу движения, над которой он расположен;
красный силуэт стоящего человека запрещает движение пешеходам;
красный мигающий сигнал или два красных попеременно мигающих сигнала запрещают выезжать на железнодорожный переезд, разводной мост, причал паромной переправы и в другие места, представляющие особую опасность для движения.
Желтый немигающий сигнал, а также желтая стрелка на черном фоне круглой формы обязывает соответственно остановиться перед стоп-линией всех водителей или водителей, которые ранее двигались в направлении зеленой стрелки. Исключение составляют те водители, которые не могли остановиться с учетом требований безопасности движения. Желтая стрелка, расположенная по диагонали черного прямоугольника, требует от водителя перестроиться на среднюю полосу, в сторону которой она указывает.
Желтый сигнал, подключенный к красному, предупреждает о незамедлительном включении зеленого сигнала. Желтый мигающий сигнал не запрещает движение и применяется для обозначения перекрестков, которые могут быть не замечены водителями на расстоянии, достаточном для остановки транспортного средства.
Зеленый немигающий сигнал при отсутствии каких-либо дополнительных ограничений, а также дополнительных секций светофора разрешает движение по всей ширине проезжей части во всех направлениях. Зеленый мигающий сигнал предупреждает о конце разрешающего такта.
Разновидности зеленого сигнала и их назначение следующие:
зеленая стрелка на черном фоне круглой формы – разрешают движение в сторону стрелки;
зеленая стрелка, на черном фоне прямоугольной формы направленная вниз, разрешает движение по полосе, над которой расположен светофор;
сигнал в виде зеленого силуэта идущего человека разрешает движение пешеходов.
Зеленая стрелка дополнительной секции светофора разрешает движение в сторону, указываемую стрелкой, независимо от сигнала основного светофора. При этом красный сигнал основного светофора лишает водителей, движущихся в сторону включенной зеленой стрелки дополнительной секции, преимущественного права проезда. Выключенная секция запрещает движение в направлении стрелки этой секции даже при зеленом сигнале основного светофора.
Разрешенное направление движения для маршрутных транспортных средств зависит от сочетания включенных сигналов бело-лунного цвета круглой формы верхнего и нижнего ряда специального светофора (в случае его применения.). При выключенном нижнем сигнале движение запрещено во всех направлениях. Мигающий сигнал бело-лунного цвета разрешает движение через железнодорожный переезд. |