Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования (далее - техническая классификация) распространяется на автомобильные дороги общего пользования (далее - автомобильные дороги) при проектировании нового строительства и реконструкции. Это разделение автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории в целях установления их характеристик, регламентированное Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52398-2005.
Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса: автомагистраль, скоростная дорога и дорога обычного типа (нескоростная дорога).
К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:
имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками:
доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще чем через 5 км друг от друга.
К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:
имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками:
доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаше чем через 3 км друг от друга.
К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:
имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаше чем через 600 м, для дорог категории IV не чаше чем через 100 м, категории V- 50 м друг от друга.
Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
количества и ширины полос движения;
наличия центральной разделительной полосы;
типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
условий доступа на дорогу с примыканий в одном уровне.
Автомобильные дороги на всем протяжении или на отдельных участках подразделяют на категории согласно табл. 1.1.
Таблица 1.1.
Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования
Класс автомобильной дороги
|
Категория автомобильной дороги
|
Общее количество полос движения
|
Ширина полосы движения, м
|
Центральная разделительная полоса
|
Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками
|
Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями
|
Доступ на дорогу с примыкания в одном уровне
|
Автомагистраль
|
IA
|
4 и более
|
3,75
|
Обязательна
|
В разных уровнях
|
Не допускается
|
Скоростная дорога
|
I Б
|
4 и более
|
3,75
|
Допускается без пересечения прямого направления
|
Дорога обычного типа (нескоростная дорога)
|
IB
|
4 и более1
|
3,75
|
Обязательна
|
Допускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулированием
|
В разных уровнях
|
II
|
4
|
3,5
|
Допускается отсутствие 2
|
Допускается
|
2 или 33
|
3,75
|
Не требуется
|
Допускаются пересечения в одном уровне 4
|
III
|
2
|
3.5
|
IV
|
2
|
3,0
|
Допускаются пересечения в одном уровне
|
V
|
1
|
4,5 и более
|
1. Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.
2. На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяются проектом организации дорожного движения.
3. Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог.
4. Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, "отнесенных" левых поворотов или пересечения кольцевого типа.)
Коэффициенты приведения интенсивности движения различных транспортных средств к легковому автомобилю следует принимать по таблице 1.2.
Таблица 1.2.
Коэффициенты приведения к легковому автомобилю
Типы транспортных средств
|
Коэффициенты приведения
|
Легковые автомобили
|
1
|
Мотоциклы с коляской
|
0,75
|
Мотоциклы и мопеды
|
0,5
|
Грузовые автомобили грузоподъемностью, т:
|
|
2
|
1,5
|
6
|
2
|
8
|
2,5
|
14
|
3
|
свыше 14
|
3,5
|
Автопоезда грузоподъемностью, т.
|
|
12
|
3,5
|
20
|
4
|
30
|
5
|
свыше 30
|
6
|
Примечания : 1. При промежуточных значениях грузоподъемности транспортных средств коэффициенты приведения следует определять интерполяцией.
2. Коэффициенты приведения для автобусов и специальных автомобилей следует принимать как для базовых автомобилей соответствующей грузоподъемности.
3. Коэффициенты приведения для грузовых автомобилей и автопоездов следует увеличивать в 1,2 раза при пересеченной и горной местности.
Автомобильные дороги, соединяющие промышленные или добывающие предприятия, а также строящиеся объекты с дорогами общего пользования, с другими предприятиями или железнодорожными станциями и портами относят к подъездным.
Категорию дороги (при наличии данных) допускается назначать в соответствии с наибольшей перспективной интенсивностью движения или с учетом перспективного периода.
Перспективный период при назначении категории дороги общего пользования (а также при определении ширины полосы отвода, продольного и поперечного профилей) следует принимать равным 20 годам. Подъездные автомобильные дороги следует проектировать на расчетный срок, соответствующий окончанию строительства, и с учетом объема перевозок в период строительства.
За расчетную интенсивность движения следует принимать суточную интенсивность движения в обоих направлениях на последний год перспективного периода, а при наличии данных о часовой интенсивности движения - наибольшую часовую, достигаемую в течение 50 часов в последний год перспективного периода, выраженную в единицах, приведенных к легковому автомобилю.
Данные по интенсивности движения должны включать интенсивность движения для различных дней, периодов и времени суток.
В случаях, когда по расчетной интенсивности требуются не одинаковые категории, в проекте следует принимать более высокую категорию дороги.
Для подъездных дорог расчетную интенсивность определяют по среднемесячной интенсивности наиболее напряженного по перевозке грузов времени года. |